Процесс покупки недвижимости в Черногории

3 апреля 2018

Процесс оформления прав собственности на недвижимость в Черногории занимает в среднем от двух до четырех месяцев. Для заключения сделки покупателю нужно иметь при себе загранпаспорт. У продавца – физического лица должно быть свидетельство о праве собственности (list nepokretnosti), а также выписка из местного кадастра недвижимости. Если продавец — юридическое лицо, он предоставляет еще и регистрационные документы компании. Перевод всех бумаг делает сертифицированный судебный переводчик. Устный перевод стоит 50 евро в час, письменный — 20 евро за страницу.

Информация о сделках с недвижимостью в Черногории хранится в кадастре недвижимости и в реестре прав собственности. Данные позволяют установить, возведен ли объект с учетом разрешений на строительство, и убедиться в наличии прав собственности. Там же можно узнать, существуют ли в отношении объекта какие-либо обременения.

Покупка недвижимости в Черногории происходит в несколько этапов.

1. Выбор объекта. Покупатель сообщает риелтору свои пожелания (район, город, расстояние до моря, общая площадь, количество комнат, бюджет). Риелтор подбирает подходящие варианты и консультирует по всем возникающим вопросам. Покупатель приезжает в Черногорию, знакомится с объектами и выбирает понравившийся. Услуги риелтора обойдутся в 3–5 % от стоимости жилья. По желанию покупатель может нанять юриста. Его работа стоит 1 000 – 1 500 евро. Оформить доверенность на юриста можно примерно за 50-120 евро, включая перевод.

2. Проведение переговоров между покупателем и продавцом. Стороны выясняют детали и оговаривают условия будущей сделки.

3. Подписание предварительного договора (predugovor). Покупатель вносит залог (kapara) в размере 10 % от стоимости объекта. Если покупатель отказывается от сделки, залог не возвращается. Если сделка расторгается по вине продавца, то он обязан вернуть залог в двойном размере. Предварительный договор не требуется, если покупатель вносит всю сумму сразу.

4. Оформление основного договора купли-продажи (glavni ugovor). Договор купли-продажи и иные документы по сделке составляет и заверяет нотариус. Продавец официально подтверждает своё право собственности в местном муниципалитете. Подписи заверяются печатью судебного органа (osnovni sud). На прием к нотариусу нужно записаться заранее. Подавать документы на проверку юридической чистоты желательно за три дня до заключения сделки. Время с момента передачи нотариусу всех документов до подписания основного договора занимает от двух до пяти дней.

Размер нотариальной таксы варьируется в зависимости от стоимости недвижимости.

Нотариальная такса при подписании основного договора купли-продажи, евро*

Стоимость недвижимости по договору

Нотариальная такса

До 5 000

70

5 001 – 20 000

120

20 001 – 40 000

170

40 001 – 60 000

250

60 001 – 80 000

300

80 001 – 120 000

350

*Цены указаны без учета НДС (19 %)

5. Оплата полной суммы покупки. Оплата осуществляется после подписания и заверения договора, обычно в течение месяца. Практикуются и длительные рассрочки.

6. Получение подтверждения об оплате (clausula intabulandi). После перевода необходимой суммы на счёт продавца покупатель получает от него расписку, подтверждающую внесение средств. Подтверждение об оплате и договор купли-продажи являются главными документами, на основании которых в кадастре осуществляется перерегистрация прав собственности на нового владельца (срок — до 60 дней).

7. Оплата налога на покупку недвижимости. После регистрации договора купли-продажи у нотариуса один экземпляр отправляется в налоговую инспекцию. На основании договора и рыночных цен эксперт налоговой инспекции дает оценку недвижимости. После этого налоговая инспекция выносит решение об уплате единовременного налога на покупку недвижимости, ставка которого — 3 %. Налог должен быть уплачен в течение 15 дней с момента вынесения решения об уплате. При приобретении первичной недвижимости от компании-застройщика, которая является плательщиком НДС, этот налог не платится. Если новая недвижимость построена физическим лицом, то налог оплачивается.

8. Получение документов о праве собственности. После завершения процедуры перерегистрации прав собственности продавец и покупатель (или его доверенное лицо) на основании нотариально заверенной доверенности получают документ о переводе прав собственности. В течение 8–10 дней после получения документа новый владелец получает в кадастре свидетельство о праве собственности (list nepokretnosti).

Полезно знать

Открытие бизнеса Ипотека Стоимость проживания Содержание недвижимости Налоги и сборы Виза, ВНЖ, гражданство

Бесплатная консультация специалиста

Ответим на ваши вопросы о покупке недвижимости за границей

Оставить заявку

Новые предложения

Перезвоните мне

Заявка на подбор объекта

Оставьте заявку и мы бесплатно подберем объект недвижимости и проконсультируем

Заявка на консультацию